Выдающиеся личности

Звезда немого кино Вера Холодная

Маленький креольчик

9 августа 1893 года в Полтаве в семье учителя гимназии В. Левченко и выпускницы института благородных девиц Е. Слепцовой родилась девочка Вера. С раннего детства она отличалась трогательной красотой – большие серые глаза с поволокой, нежный овал лица и кудрявые чёрные волосы. Маленькой она была не по годам серьёзной, а став взрослой, сохраняла детскую непосредственность. Позже влюблённый в неё артист А. Вертинский назвал Веру Холодную «маленьким креольчиком».

Ах, где же вы, мой маленький креольчик,

Мой смуглый принц с Антильских островов,

Мой маленький китайский колокольчик,

Капризный, как дитя, как песенка без слов?

Такой беспомощный, как дикий одуванчик,

Такой изысканный, изящный и простой,

Как пуст без вас мой старый балаганчик,

Как бледен ваш Пьеро, как плачет он порой!..

Девочка росла задумчивой и очень впечатлительной. Когда ей было три года, семья переехала в Москву. В их доме царила обстановка любви и гармонии, часто бывали гости, устраивались музыкальные вечера и спектакли. В 10 лет Вера поступила в частную гимназию, а потом – в балетное училище, и это несмотря на большой конкурс и на то, что за излишнюю полноту её называли «полтавской галушкой». Правда, прозанималась она там лишь год, поскольку семья считала балет занятием непристойным.

В 1910 году на выпускном балу в гимназии Вера Левченко знакомится со студентом юридического факультета Владимиром Холодным и через несколько месяцев выходит за него замуж. Родственники сочли брак преждевременным, и на венчании присутствовали только самые близкие. Но это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Владимир Холодный был настоящим героем, сошедшим с экрана, – красивый, стройный, с отменным чувством юмора, заядлый автогонщик (и это в годы зарождения автопромышленности!), впоследствии издатель первой в России спортивной газеты «Ауто» и, наконец, перспективный юрист. Через два года у супругов родилась дочь Евгения. Роды были тяжёлыми, и врачи запретили Вере больше рожать. А они с мужем ещё хотели детей, поэтому через год удочерили девочку Нонну. Молодой муж души не чаял в своей жене и надеялся, что домашние заботы и материнство вытеснят из её головы новое увлечение – синематограф.

Королева экрана

Вера увлекалась театром с детства, когда домочадцы ставили «живые картины» (разыгрывали и угадывали сценки из романсов), потом участвовала в гимназических постановках. Но по-настоящему она заболела театром, когда побывала на спектакле знаменитой Веры Комиссаржевской, с тех пор девушка стала просто грезить сценой. Это было в 1908 г., а в 1910 г. на экраны выходят картины с датской актрисой Астой Нильсен, и Вера не пропускает ни одного из них. Кинематограф, новое изобретение братьев Люмьер, или, как его тогда называли, «театр теней», завораживал тем, что уносил в вымышленный прекрасный мир. Фильмы были немыми, чёрно-белыми, шли под музыку, исполняемую тапёром, и длились всего 15 минут, но их хотелось пересматривать бесконечно… Камера показывала крупным планом любовь и смерть, восхитительные костюмы и декорации. В театре актёры выражали чувства с помощью слов. В кино их надо было передать «языком молчания» – а немые страдания глубже, немые страсти сильнее. В 1918 г., когда Вера Холодная станет кинодивой, сам Станиславский предложит ей место в театре, но после мучительных колебаний она откажется. Любовь к кинематографу, как и любовь к мужу, была единственной и на всю жизнь…

В 1914 году началась Первая мировая война. Владимир уходит на фронт, а Вера записывается на кинопробы и получает эпизодическую роль няни-итальянки в фильме «Анна Каренина» режиссёра Владимира Гардина. Этот режиссёр не оценил талант будущей кинозвезды, сказав: «Нам нужны не красавицы, а актрисы», и позже направил Холодную к своему конкуренту – режиссёру Евгению Бауэру, который снимал «Песнь торжествующей любви» по повести И. Тургенева. Тот был поражён киногеничностью и талантом юной актрисы (он искал именно такую!) и сразу утвердил её на главную роль. Фильм имел потрясающий успех, после которого Александр Ханжонков, глава кинокомпании, где работал Бауэр, заключил с Верой Холодной контракт на три года (один из первых контрактов в мировой практике). Только за 1915 г. Холодная снялась в 13 фильмах, её партнёрами были Витольд Полонский, Осип Рунич, Владимир Максимов. Обложки журналов запестрели фотографиями актрисы, а публика штурмовала кинотеатры, когда шёл фильм с участием Веры. Казалось, она загипнотизировала всю Россию… Вертинский назвал актрису «королевой экрана».

«Раба любви» и верная жена

Кинематографический успех в 1915 году для Веры был омрачён известием о тяжёлом ранении мужа в бою под Варшавой. Как ни уговаривали родные и друзья молодую женщину не подвергать себя опасности, она поехала в прифронтовой госпиталь ухаживать за мужем и подняла его на ноги. После этого супруги вернулись в Москву. Владимир, награждённый за храбрость Георгиевским крестом, получил отпуск на долечивание, но вскоре снова попросился на фронт. А Вера вернулась на съёмочную площадку. Примерно в это же время она познакомилась с Александром Вертинским, худеньким солдатиком, принёсшим ей письмо от мужа с фронта. С этим артистом её будет связывать многолетняя дружба. Он, подобно всем её партнёрам по сцене, был безнадёжно влюблён в Веру и посвятил ей много стихов. В Холодную влюблялись все, кто с ней сталкивался, – и мужчины, и женщины. Кинодраматург Алексей Каплер вспоминал, как когда-то мальчишкой случайно попал на мелодраму («взрослую психологическую чепуху») с участием Хлолдной. А после он, признававший только Майн Рида и приключения, не пропускал ни одного фильма с участием этой актрисы и всю жизнь называл Веру Холодную своей первой любовью.

Но экранный образ роковой красавицы, вокруг которой плетутся интриги, не совпадал с реальностью. Холодная была преданной женой и заботливой матерью, после съёмок спешила домой и никогда не изменяла мужу. Каждый раз, прорабатывая с партнёрами новый сценарий, она приглашала их домой и знакомила с семьёй. Когда в 1918 г. Дмитрий Харитонов снимал фильм о Вере Холодной под названием «Тернистый путь», она напрочьотказалась что-то присочинить к своей биографии и предстала в нём просто счастливой женщиной.

Всемирная слава и безвременный уход

За четыре года кинокарьеры Холодная снялась в 35 немых фильмах у режиссёров Е.Бауэра, П.Чардынина, В.Висковского, Ч.Сабинского (на съёмку каждой картины уходило тогда в среднем три недели). На фильмы с участием Веры Холодной публика ломилась так, что порой для поддержания порядка приходилось задействовать конную полицию. Актрису приглашали сниматься в Голливуд, но она отказалась покидать Россию. В своём интервью Холодная объяснила это так: «Нам предлагают громадные деньги заграничные фирмы – значит, нас там ценят высоко. Но теперь расстаться с Россией, пусть измученной и истерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю». Пик славы Холодной пришёлся на тяжёлые годы революции и гражданской войны, но актриса не только не покинула Родину, но и ездила с гастролями по стране. Летом 1918 года, чтобы закончить съёмки фильма «Княжна Тараканова», киноателье Д. Харитонова выезжает в Одессу, но из-за интервенции задерживается там на полгода. Вера много работает, даёт благотворительные концерты. В залах холодно, и зрители сидят в верхней одежде, а артисты стоят на сцене в открытых лёгких платьях. Во время одного такого выступления Вера заболела. Врачи поставили диагноз: грипп-«испанка», осложнённый воспалением лёгких. Вера сгорела за девять дней. Ей было всего 26 лет…Провожать в последний путь Веру Холодную вышла вся Одесса. Давка на похоронах была такая, что многих чуть не затоптали. Прощание снимали на плёнку, и это был последний фильм с её участием.

P.S. Владимир Холодный не смог пережить потери и через два месяца ушёл вслед за любимой женой. О Евгении Холодной, дочери, известно лишь, что она эмигрировала, её следы затерялись. Из всего наследия актрисы до нас дошло только 5 фильмов.