Обо всём на свете

Женщины, которые решили стать мужчинами

У некоторых народов сохранились традиции, которые современному человеку кажутся, мягко говоря, очень странными. И не где-то на островах Полинезии – в Европе! Оказывается, в Албании есть женщины, которые носят мужскую одежду, ведут мужской образ жизни, выполняют самую тяжёлую физическую работу. Окружающие обращаются с ними как с мужчинами. И внешне таких женщин трудно отличить от представителей сильного пола – бороды с усами нет, но есть короткие стрижки, суровые лица и мужские повадки. Называют таких женщин бурнеша. Они не лесбиянки, не гермафродиты, не делали операций по смене пола, но перед представителями общины дали клятву полного отказа от брака и сексуальной жизни.
Несколько лет назад журнал National Geographic напечатал материал об этих албанских «клятвенных девах», снабдив его рассказанными ими самими историями и фотографиями. На снимках – пожилые мужчины в мешковатой одежде, в которых трудно уловить женские черты. Их истории оказались очень похожи.
У 87-летней Дране Маркджони в далёком 1949 г. перед свадьбой сбежал жених. Она осталась жить брошенной невестой в его семье, где в тяжёлое послевоенное время не осталось мужчин, дала обет безбрачия и надела мужской костюм. Женщина работала на стройке, тягала мешки с цементом наравне с мужчинами, жила с ними в одном общежитии, но не страдала от каких-либо поползновений с их стороны. 88-летняя Камиль Стема вообще не хотела выходить замуж, ей было легче рубить лес и стрелять из ружья, чем стирать и готовить. А 80-летняя Паше Кеки после убийства отца стала не только единственным «мужчиной» в семье, но и смогла отомстить убийце после того, как он вышел из тюрьмы.
В этих историях поражает больше всего то, что никто из бурнеша не жалеет о сделанном выборе. Что же заставило этих женщин отказаться от своей женской сущности?
Албания – уникальная страна, которая почти пять веков находилась под османской оккупацией. Здесь долгое время сохранялось приниженное положение женщины. Более половины жителей страны – мусульмане, их традиционный уклад предписывал женщине только заботу о муже и детях и лишал её всякого права голоса (даже в исламском суде голос двух женщин приравнивается к голосу одного мужчины). Дав обет безбрачия, девушки освобождались от унижений и бесправия. Теперь они могли свободно распоряжаться своей судьбой, делами своей семьи и имуществом. Если за всё это нужно принести в жертву лишь право быть женщиной, может, это и не такая высокая цена?
«Отказаться от сексуальности, поклявшись сохранять девственность, было способом вести общественную жизнь для женщин в обществе, где господствовали мужчины», – пояснила их выбор профессор гендерных исследований в Университете Приштины в Косово Линда Гусиа.
Есть ещё одно объяснение такого феномена. Согласно древнему своду законов (Кануну), право наследования в Албании передавалось лишь от мужчины к мужчине или к незамужней женщине. В стране, где велись беспрерывные войны и мужчины постоянно погибали, единственным способом сохранить за собой право наследования для женщины был отказ от брака. Становясь бурнеша, женщина получала возможность распоряжаться собственностью, зачастую спасая от нищеты свою семью. При этом она повышала свой социальный статус, начинала пользоваться авторитетом у мужчин, защищала от них других женщин, не позволяя грубо с ними обращаться.
В наши дни эта удивительная традиция почти сошла на нет. Последние «клятвенные девы» остались лишь в самых патриархальных северных районах Албании.

Комментарии

Добавить комментарий