Культура

Зачем разрезали парный портрет Шопена и Жорж Санд

На полотне французского живописца Эжена Делакруа «Шопен и Жорж Санд», созданном в 1838 г., изображены великий польский музыкант и его возлюбленная, эпатажная французская писательница. Санд увлечённо слушает игру сидящего за фортепиано Шопена. Композитор и романистка познакомились за два года до времени написания этого портрета, в 1836 г. Несмотря на разницу характеров, пристрастий и мироощущений, Фредерик Шопен и Жорж Санд прожили вместе 10 лет; в эти годы композитор создал свои лучшие произведения. Делакруа дружил с ними обоими, идея написать своих знаменитых современников пришла ему в голову в одно из посещений родового поместья
Жорж Санд в Ноане, где она жила вместе с композитором и своими детьми. Портрет не был заказан художнику: он решил написать его по собственному желанию, работа замышлялась как сюрприз. Поэтому музыкант и писательница не позировали живописцу, их портреты Делакруа писал по памяти. Но в первозданном виде это полотно просуществовало недолго. После смерти художника в 1863 г. парный портрет был разрезан пополам, и теперь эти части когда-то единого целого хранятся в разных музеях: та, где изображён Шопен, – в Париже, в Лувре, другая, с изображением Жорж Санд, находится в Копенгагене, в музее Ордрупгаард. Что же произошло, кто посмел совершить подобное кощунство?
Корыстолюбивые наследники Делакруа мигом сообразили, что, проданный по частям, портрет принесёт им куда больше денег – ведь вместо одной картины великого мастера они выставят на продажу сразу две.
Поэтому они и пошли на такой варварский поступок, как разрезание портрета. Их расчёты оправдались. Теперь мы можем увидеть, как картина выглядела изначально, лишь благодаря реконструкции.