Наука и техника

Электромобиль – самый безопасный вид транспорта?

Любопытный факт: электромобили появились раньше автомобилей с двигателями внутреннего сгорания – их первые образцы были разработаны ещё в конце XIX века. И вполне вероятно, что в ближайшем будущем они вернут себе пальму первенства.

Для водителя безопасность на дороге является главным приоритетом. Электромобили в этом отношении если и отличаются от обычных машин, то только в лучшую сторону. Они проходят те же процедуры тестирования, что и их аналоги с бензиновым, дизельным или газовым двигателями. В случае столкновения у электрокаров срабатывают подушки безопасности, а датчики столкновения отключают аккумуляторы – и автомобиль останавливается. Благодаря этому вероятность тяжёлых травм в случае аварии снижается, причём не только у водителя и пассажиров электромобиля, но и у пассажиров транспортного средства, с которым произошло столкновение.

Но, возможно, электромобиль может ударить током? Маловероятно, уверены конструкторы. Во-первых, корпус электрокара состоит из большого количества слоёв изоляции, защищающих от ударов током. Пользоваться электромобилем в дождь абсолютно безопасно. В случае аварии пассажиры получают дополнительную защиту благодаря так называемой «парящей» системе, когда аккумулятор абсолютно изолирован от шасси (для сравнения: в традиционных бензиновых моделях аккумулятор крепится на шасси). Если такие компоненты электромотора, как регулятор скорости или зарядное устройство, по какой-то причине соприкоснутся с корпусом, система мгновенно деактивируется – даже если сила тока не превышает нескольких миллиампер. Кроме того, в электромобиле имеются такие компоненты, как автоматический выключатель и пережигаемая связь – это ограничители, позволяющие разрядить батарею как вручную, так и автоматически при внешнем повреждении или аварии.

Что касается опасного электромагнитного излучения, то оно создаётся устройствами с переменным током, а электромобиль – это система с постоянным током. Электромагнитное излучение, замеренное в движущемся электромоторе во время движения, оказалось очень низким. Правда, оно резко возрастает во время зарядки батареи. Однако вряд ли кто-нибудь станет сидеть в это время в салоне, да и электрозаправка проводится обычно ночью и в гараже.

Может ли электрическая батарея взорваться или загореться? Маловероятно, потому что, как мы уже объяснили, в случае удара автоматически выключается подача электроэнергии. Правда, батарея может потечь, но в электромобилях используются свинцово-кислотные батареи, которые не слишком опасны из-за относительно низкой концентрации кислоты и небольшого её количества. (При попадании кислоты на кожу её нужно немедленно смыть большим количеством воды.) Аккумуляторная система надёжно закреплена, так что даже при аварии целостность батареи не нарушится.

При движении на дороге электромобиль ведёт себя так же, как обычный автомобиль. Другими словами, если не нарушать правила дорожного движения, равномерно распределить груз в багажнике и не устраивать гонки на пределе скорости, никакого дополнительного риска не возникнет.

Однако аварийные ситуации случаются и с электромобилями. По сообщению журнала Ars Technica, в августе 2016 г. во время испытаний во Франции у автомобиля Tesla Model S взорвался аккумулятор, и машина полностью сгорела за пять минут. Четыре пассажира, находившиеся в автомобиле, не пострадали. Одним из них был сотрудник Tesla, который, услышав громкий звук и увидев аварийное уведомление, велел водителю остановить автомобиль и всем покинуть электрокар. Представители компании Tesla Motors вместе с французскими властями расследуют происшествие.

В Китае создан робот-журналист

В январе 2017 г. в Пекине робот-корреспондент по имени Сяо Нань опубликовал в местной газете свою первую статью. По сообщению агентства China News, эта статья состоит из 300 иероглифов и посвящена росту количества поездок накануне китайского Нового года.

На написание статьи у робота ушла одна секунда. Создатель медиа-робота профессор Вань Сяоцзюнь из Пекинского университета утверждает, что Сяо Нань может писать тексты любого объёма, а его аналитические способности существенно выше, чем у среднего штатного корреспондента.

Впрочем, журналистам пока нечего опасаться, объяснил Вань Сяоцзюнь, ведь функции механической «акулы пера» весьма ограничены. Например, машина не сумеет взять интервью, меняя ход вопросов в зависимости от ответов. Кроме того, робот не сможет подать информацию в нужном для редакции контексте. Тем не менее профессор считает, что роботы в скором времени будут оказывать существенную помощь газетам и другим новостным изданиям, а также редакторам и репортёрам.

Интересный факт

Нидерландская фирма Ortega продемонстрировала подводную лодку для личного использования. Подлодка может плыть как по поверхности воды, так и под водой на глубине до 95 метров. Максимальная скорость в надводном режиме – 16,7 км/ч, под водой – 20,4 км/ч. В подлодке помещаются три человека, а сиденья в ней расположены как в гоночном болиде «Формулы-1».

 

Культура

Кто изобрёл фортепиано? История инструмента

Предшественниками фортепиано были камерные музыкальные инструменты клавесин и клавикорд. Их недостатками считались быстро затухающий звук и постоянный уровень громкости. Это не давало использовать при игре такие элементы выразительности, как легато (плавное перетекание одного звука в другой) и динамику громкости. В XVII в. музыка стала главным украшением дворцов и салонов. Она перестала быть прерогативой только церковных месс (орган) и стремилась выйти за стены маленьких помещений (клавесин). Необходим был концертный аналог клавесина. Им и стало фортепиано.

Создателем его считается итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори, живший в конце XVII в. во Флоренции. В 1698 г. он задумался над усовершенствованием струнно-молоточкового механизма клавесина, добиваясь одновременно мягкого и громкого звучания. Первый образец инструмента, над которым Кристофори трудился свыше 10 лет, увидел свет в 1709 г. и получил название «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), или пианофорте, – и практически сразу, благодаря восторженной статье и рисункам итальянца Чипионе Маффеи, завоевал Европу. До своей кончины в 1731 г. Кристофори создал 20 экземпляров фортепиано. Его изобретение было растиражировано мастерами английской, французской и немецкой школ и претерпело много изменений. Так, органных дел мастер немец Готтфрид Зильберман добавил к фортепиано органную педаль. Она позволяла гасить звук сразу всех клавиш. В 1730-х гг. Зильберман показал свой образец инструмента И.С. Баху, но тот не понравился композитору из-за своего слабого звучания и трудности нажатия клавиш – тогда для этого требовались немалые физические усилия. Музыкальный мастер сначала обиделся, а затем прислушался к замечаниям и усовершенствовал механизм. Впоследствии Бах не только одобрил фортепиано, но и способствовал его продвижению и продажам.