Культура

Японский театр кабуки: кто такие оннагата

Одна из достопримечательностей Японии – национальный театр кабуки, сочетающий танец, пение и драму. Все роли в нём исполняют мужчины.
Кабуки появился в XVII веке как народный уличный театр. Главным сюжетом спектаклей были взаимоотношения крестьян и феодалов, причём последние изображались с изрядной долей сатиры. История сохранила имя актрисы из самого первого представления кабуки (1603 г.): это была Окуни, служительница храма в Киото, и ей досталась мужская роль.
Поначалу было два направления: онна-кабуки, где все роли исполняли женщины, и вакасю-кабуки, где играли только молодые мужчины, причём мужчины исполняли роли женщин, а женщины – роли мужчин (делали самурайские причёски, одевались в мужскую одежду, носили мечи). Актёры были невероятно популярны, чрезвычайно привлекательны и, мягко говоря, не отличались высокой нравственностью. Дело дошло до того, что правительство было вынуждено запретить молодым мужчинам и женщинам играть в театре кабуки. Все роли, в том числе женские, предписывалось играть зрелым мужчинам – «оннагата». Изменился и репертуар – стал более утончённым и разнообразным.
Особенность игры актёров-оннагата в том, что они полностью перевоплощаются в женщин, для чего используют сценические приёмы: опускают плечи, чтобы шея казалась длиннее, при ходьбе выворачивают ступни вовнутрь и пр. Каждая деталь в игре актёров имеет значение и не может быть изменена: статичные позы, движения, даже ракурс, в котором публика должна видеть оннагата. Актёры говорят высокими голосами и применяют традиционный для кабуки грим: белая основа и яркие цвета для губ, бровей и век. Самое интересно, что чем старше актёр, тем выше его мастерство и тем более юных девушек он способен изобразить на сцене. Семидесятилетний артист в роли 15-летней красотки – обычное дело.
Когда в конце представления актёры смывают грим и выходят к публике в обычных мужских кимоно, зрителю ни за что не угадать, кто из них оннагата! В театре кабуки не играют геи и трансвеститы, больше того, в Японии оннагата воспринимаются как символ мужественности. Для японцев актёр кабуки – это уважаемая личность. Когда в 2010 г. онногата Ичикава Эбизо женился на телеведущей Кобаяси Мао, их свадьбу показали по телевизору.
Специалист по японскому традиционному театру профессор Кенджи Янай пишет: «Оннагата стремится не стать женщиной, но воплотить в себе женственность». Философ Ролан Барт добавляет: актёр «не играет в женщину, не копирует её, но лишь обозначает… Западный травести хочет изобразить какую-то конкретную женщину, восточный стремится лишь сочетать различные знаки Женщины». И вообще, есть мнение, будто что женщина никогда не сможет идеально сыграть женщину, поскольку даже на сцене не в состоянии отрешиться от своих переживаний и собственного женского «я», тогда как оннагата полностью растворяются в роли, создавая идеальное воплощение женственности.
Не зря в «Мадам Баттерфляй» звучат слова: «Только мужчина знает, как должна вести себя женщина».