Культура

Всё о шляпах и шляпках

Да, шляпа – хоть и не пальто, и не жакет, но не безделица, а важная деталь мужского и женского гардероба. Ещё в начале прошлого века выходить из дома с непокрытой головой было непринято. Цилиндры, котелки, треуголки, тюрбаны – мода на головные уборы менялась от эпохи к эпохе. Шляпы не только служили защитой от дождя и солнца, но и говорили о материальном положении и социальном статусе владельца. Так, в Средние века в Европе художники и медики носили береты, нотариусы – бобровые шапки, а учёные – шапки с четырёхугольной тульей. Жёлтые и зелёные головные уборы должны были надевать банкроты.
В XV в. в Европе распространились мужские широкополые шляпы. Предположительно они появились из-за антисанитарии в городах – нечистоты из окон выливались прямо на головы прохожим. Тогда же появился обычай: раскланиваясь, снимать шляпу.
В XVI-XVII в. в моду вошли парики, защищавшие головы и скрывавшие их физические изъяны, и мужские шляпы уменьшились до декоративной плоской треуголки, которую носили под мышкой. А популярность женских шляпок в это время, наоборот, достигла своей высшей точки. Главной законодательницей мод была французская королева Мария-Антуанетта. При ней шляпы стали похожи на настоящие дворцы, достигающие метра в диаметре. Они представляли собой сложные композиции из бантов, кружев и перьев. Иногда в эти сооружения были встроены даже механизмы, приводившие в движение фигурки райских птиц или бабочек. Дамы соревновались друг с другом в изобретательности. Одни прикрепляли к шляпам живые цветы, которые долго сохраняли свежесть, потому что стояли в скрытых вазах с водой, другие – фигурки лебедей, замков, пастухов и пастушек. Модницы меняли шляпки по несколько раз на день. Появилась профессия флористки – модистки, которая занималась только украшением шляп.
В XVIII-XX вв. мода на мужские шляпы прошла этапы от аристократического цилиндра и буржуазного котелка до демократичного картуза и кепки, но ей было не угнаться за молниеносно меняющейся женской модой, предлагавшей по 30 фасонов шляпок в сезон – тюрбаны с перьями, соломенные канотье, капоры с атласными лентами, тамбурины. Размеры женских головных уборов тоже постоянно изменялись – от огромных, мешающих передвигаться шляп (их ещё называли бельевыми корзинами) до миниатюрных шляпок-клош и шляпок-таблеток.
Сегодня эта яркая деталь женского туалета стала скорее редкостью. Конечно, шляпу надо уметь носить. При её выборе нужно учитывать форму лица, особенности фигуры. А чтобы щеголять в шляпке, нужна смелость, уверенность в своей красоте.
До сих пор члены королевских семей Великобритании, Дании, Голландии и других европейских стран обожают шляпы. Они являются символом принадлежности к касте избранных. Традиционно на Королевских скачках в Аскоте, где собирается цвет английской аристократии, все дамы в шляпах – зрелище не менее захватывающее, чем сами бега. Первой в рейтинге самых известных любительниц шляп остаётся королева Елизавета II. Её головные уборы – не только бренд английской монархии, но и своего рода национальное достояние: шляпки, которые разонравились королеве или которые она перестала носить, попадают в музей её головных уборов и снабжаются надписями, где и по какому поводу королева в них появилась, дополняются фотографиями. Экспозиция музея пополняется почти ежемесячно.