Психология

Травля в школе: есть ли решение?

Детская жестокость – явление известное. В силу особенностей детской психологии ребёнок лет до 14 не ощущает страданий, которые испытывают другие люди. Это называется детским эгоцентризмом. В школе он порой проявляется в травле, которой подвергаются «белые вороны». Действует закон стаи – «бей чужака». Травля может выражаться в демонстративном игнорировании ребёнка, в превращении его в объект насмешек и злобных розыгрышей; иногда у жертвы вымогают деньги или просто бьют. Жертва травли вынуждена противостоять всему коллективу – обычно у неё не находится защитников. Несмотря на то, что в травле активно участвуют всего несколько человек, а остальные просто наблюдают с разной долей сочувствия, ситуация не проходит бесследно для психики свидетелей и мучителей, не говоря о жертве.
Наиболее распространены такие случаи в подростковой среде среди школьников старше 11 лет, однако жертвы определяются ещё раньше, уже в первом-втором классе. Подобные проявления встречаются во всём мире. Яркий пример подростковой травли показан в фильме Ролана Быкова «Чучело».
Если ребёнок стал жертвой травли, взрослые – педагоги и родители просто обязаны вмешаться. Но проблема в том, что, по статистике, 40 процентов жертв не делятся со своей бедой ни с друзьями, ни с родителями. Как же определить, что ваш ребёнок стал жертвой? Вас должны насторожить следующие признаки.
1. У ребёнка мало или вообще нет друзей.
2. Он боится ходить в школу, не хочет участвовать в мероприятиях со сверстниками (кружки, спорт, вечеринки).
3. Ходит в школу длинным «нелогичным» путем.
4. Теряет интерес к учёбе или вдруг начинает плохо учиться.
5. Приходит домой грустный, расстроенный, со слезами на глазах.
6. Под разными предлогами отказывается идти в школу.
7. У него появляются расстройства сна или ночные кошмары.
8. Ребёнок теряет аппетит, проявляет тревожность и признаки заниженной самооценки.
9. Если у ребёнка вымогают деньги, он постоянно просит их у родителей или даже берёт без спроса.
Если вы подозреваете, что ваш ребёнок стал жертвой травли, постарайтесь вызвать его на откровенный разговор. Обязательно дайте понять ребенку, что готовы помочь и защитить, но сначала убедите его, что вам можно доверять и вы не ухудшите ситуацию своими действиями. Постарайтесь установить, почему ребёнок подвергается травле – возможно, в этом есть и его вина, например, он демонстративно противопоставляет себя коллективу. Если это так, постарайтесь научить его социальному поведению. Однако чаще причина все-таки в другом: ваш ребёнок – «белая ворона», и с этим надо что-то делать. Подумайте, какие действия помогут ребёнку чувствовать себя в большей безопасности, например, в определённых ситуациях и в определённое время держаться ближе к взрослым, не оставаться в школе после уроков, идти домой другой дорогой и т.д. Попытайтесь узнать имена главных «агрессоров».
После этого обязательно сходите в школу и поговорите с учителями и школьным психологом. Попробуйте поговорить с ребятами, которые травят вашего ребёнка; возможно, стоит встретиться с их родителями. Ситуация травли очень сложная, и тут многое зависит от того, хороший ли вы психолог и сможете ли найти подход ко всем участникам травли. Возможно, стоит попробовать нестандартный подход – пригласить обидчика в гости, постараться подружить его с вашим ребёнком.
Жертве травли важно поддерживать самооценку, поэтому найдите ребёнку сферы деятельности, в которых он чувствовал бы себя уверенно. Это может быть спортивная секция, кружок рисования, шахматный клуб – главное, чтобы там к ребёнку относились доброжелательно, он справлялся с задачами и его хвалили. Если он проявит свои таланты на благо класса и школы, отношение у нему одноклассников может измениться.
Самое опасное, что ребёнок может вжиться в образ жертвы на всю жизнь. Поэтому не надо терпеть ситуацию и надеяться, что «само рассосётся». Если ребёнок страдает, а победить травлю не удаётся, подумайте о переводе в другую школу, даже о переезде в другой район. Одновременно работайте с ребёнком, учите его держаться в коллективе, завоёвывать уважение. Менять школы как перчатки – тоже не решение проблемы.