Необъяснимо, но факт

Спастись любой ценой

Их самолёт потерпел крушение в одном из самых неисследованных участков горного массива Анд. Двадцать девять пассажиров, выживших после катастрофы, ждали, что их спасут. Радиоприёмник, уцелевший в разбитом фюзеляже, вещал: ведутся беспрерывные поиски. Однако спустя восемь дней голос по радио убил надежду на возвращение домой: «Все мероприятия по поиску пропавшего самолёта прекращаются»…

Это событие, произошедшее в 1972 году, называют одной из самых невероятных историй выживания человека в экстремальных условиях, «чудом в Андах». На протяжении семидесяти двух дней спасшиеся пассажиры самолета FH-227 боролись за свои жизни. Преодолевали тяжёлые погодные условия, голод и страх. Шестнадцать из двадцати девяти смогли выжить и здравствуют по сей день. Какой ценой далось им спасение, нам, обычным людям, сложно представить даже в страшном сне.

А начиналось всё с приятного события: уругвайской команде по регби предстоял ответственный матч в Чили. Именно туда, в Сантьяго, и направлялся из Монтевидео авиалайнер уругвайских военно-воздушных сил. Спортсменам сообщили, что в самолёте есть десять свободных мест, поэтому они могут взять с собой ещё друзей или родственников. Таким образом, на борту авиалайнера находились пять членов экипажа и сорок пассажиров. Счастливые члены команды по регби и их близкие пребывали в приподнятом настроении, предвкушая игру. По роковому совпадению, рейс был совершён в особенную дату — пятницу тринадцатого октября…

Позже эксперты сделали заключение: авиалайнер был технически исправен. Роковую ошибку, ставшую причиной катастрофы, допустил пилот, неверно рассчитавший координаты местонахождения. Диспетчер разрешил снижение, полагая, что самолёт уже преодолел опасный горный массив. Плохая видимость из-за циклона и сниженная высота решили судьбу авиалайнера: он врезался в скалу, потеряв при этом крылья и хвост. Деформированный фюзеляж скатился с высочайшей снежной горы и остановился уже на ровной поверхности, уткнувшись в сугроб. Благодаря этому люди, находившиеся внутри, остались в живых. Двенадцать человек, сидевших в носовой части авиалайнера, погибли при падении самолёта и столкновении его со скалой, среди них все члены экипажа.

Выжившие пребывали в шоке: многие потеряли своих товарищей и родственников, несколько человек были тяжело ранены. А ещё пугала тишина — вокруг были только бесконечные горы, лёд и снег, и никакого намёка на то, что хоть где-то поблизости могут быть люди. «Многие из нас жили у моря. Мы никогда не бывали в горах, не прикасались к снегу. Минуту назад мы смеялись и шутили, и вдруг, окровавленные, оказались на горе, на высоте 11 тысяч футов, откуда не было выхода», — вспоминает один из выживших Нандо Паррадо; во время катастрофы он потерял мать и младшую сестру. Этот человек сыграл главную роль в спасении пассажиров. Обычный парень 22-х лет, сын украинки и уругвайца, позже был назван настоящим героем. Но это позже, а пока пассажиры отчаянно цеплялись за жизнь, стараясь победить холод и голод.

На протяжении нескольких дней от тяжёлых ранений, полученных при падении самолёта, умерли ещё пятеро. Стремительно заканчивались более чем скудные запасы продовольствия: несколько шоколадок, конфет и бутылок спиртного. Однажды все услышали гул и увидели над собой пролетающий самолет, однако отчаянные крики и размахивания руками не помогли — пилоты с высоты просто не заметили людей. Сказался туман и то, что белый фюзеляж сливался со снегом. Особенно страшно стало, когда, благодаря радио, пассажиры поняли: их больше никто не ищет.

«К мысли о том, что можно есть тела наших погибших друзей, мы пришли почти одновременно», — вспоминает Нандо. Первым стал пищей для выживших пилот. Сейчас нам трудно это представить, но тогда в горах измученные голодом люди не видели иного выхода. Им пришлось есть человеческие тела, чтобы самим остаться в живых. Так шли недели, месяц, другой. Однажды ночью на разбитый самолёт, ставший для всех убежищем, обрушилась лавина, под которой погибли ещё восемь человек…

Спустя два месяца после катастрофы Нандо Паррадо и его друг Роберто Канесса принимают решение подняться на гору, ведь всем хотелось верить, что они находятся не так далеко от чилийских селений. Сопровождать друзей согласился ещё один член команды, Антонио Визинтин. Взяв с собой запас человеческого мяса – единственной еды, которая у них была, – и соорудив из обивки фюзеляжа большой спальный мешок для троих, друзья отправились в путь. Преодолеть высочайшую гору без специального альпинистского снаряжения практически невозможно, однако молодым людям это удалось за три дня. Но с неимоверным трудом достигнув вершины, друзья пришли в отчаяние: до самого горизонта простирались лишь бесконечные заснеженные горы… Антонио понял, что не имеет сил идти дальше в неизвестность, и пожелал вернуться к самолёту. Однако Нандо и Роберто приняли другое решение: идти на восток во что бы то ни стало. Идти до самого конца, наудачу, идти безо всякого снаряжения, без компаса и карты, и если умереть, то в пути.

«Нас называют героями. Говорят, мы настоящие храбрецы. Однако никакой храбрости не было. Вперёд нас вела не смелость, а дикий страх перед неизбежной смертью. А ещё пугало другое: перед нашим уходом оставалось всего четыре трупа, среди них мои мать и сестра. Я бы просто не смог вернуться обратно… Уж лучше умереть», — скажет потом Нандо.

Они шли в течение десяти суток, преодолев по покрытым снегом горам без малого шестьдесят километров. Это трудновыполнимая задача даже для опытных скалолазов. Несколько лет назад альпинист Эд Вьестурс, неоднократный покоритель Эвереста, решил повторить маршрут Паррадо и Канессы. «Когда я начал путь, я был оснащён специальным снаряжением и всем необходимым обмундированием; в конце концов, я был сыт и бодр духом. Для меня непостижимо, как смогли эти двое молодых ребят не погибнуть в дороге. Ведь у них не было ни опыта в альпинизме, ни специального снаряжения, не было достаточного количества воды и пищи, тёплой одежды, способной защитить от такого лютого мороза… Это настоящее чудо!» — утверждает Эд Вьестурс.

Снега становилось всё меньше и меньше, наконец показалась зелёная трава. Высоко в горах друзьям посчастливилось встретить чилийского фермера Серхио Каталона, который и сообщил властям об обнаружении двоих пассажиров рейса 571. Нандо и Роберто рассказали спасательной бригаде о других выживших и согласились принять участие в полёте к месту катастрофы, ведь пилоты не были уверены, что смогут сами найти самолёт.

Спустя сутки газеты всего мира писали о чудесном спасении шестнадцати пассажиров рейса. История стала настоящей сенсацией и вызвала широкий резонанс. Многие осуждали акт каннибализма и называли чудовищным поедание своих же мёртвых товарищей. Однако другие понимали: когда речь идёт о жизни и смерти, нужно выбирать жизнь. Даже католическая церковь не осудила поступка спасшихся и официально заявила, что в той ситуации они поступили правильно. Судьба уготовила этим шестнадцати тяжелейшее испытание. Они выстояли, смогли не сломаться под тяжестью чувства вины и удручающих воспоминаний.

О «чуде в Андах» сняты художественный и документальный фильмы на основе воспоминаний тех, кто остался в живых, а сам Нандо Паррадо написал о времени, проведённом в горах, книгу, которая стала бестселлером.

Комментарии

Добавить комментарий