Обо всём на свете

Реальна ли телепортация?

Реальна ли телепортация?

Телепортация — это мгновенное перемещение материального объекта в пространстве на произвольное расстояние. Телепортация широко изображена в фантастической литературе (от Станислава Лемма до братьев Стругацких), в фильмах (от «Кин-Дза-Дза» до «Гарри Поттера»), а до этого в сказках (Иванушка-дурачок вошёл в ухо к серому волку, а вышел совсем в другом месте), но, к сожалению, является полным вымыслом и невозможна даже на квантовом уровне. Находящиеся на большом расстоянии кванты просто копируют свойства друг друга, а учёные в узко академических кругах называют это «телепортацией». Однако человечество настойчиво продолжает мечтать о мгновенном покорении расстояний. Его воображение будоражит «сжатие» некоторых участков пространства Вселенной, которые можно «проколоть», и минуя несколько световых лет, как через окно, выйти в другом месте.  И может быть, оказаться в соседней квартире небезызвестного Шпака, как в культовом фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

Из-за чего Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль

Антон Павлович Чехов и Исаак Ильич Левитан были ровесниками, оба родились в 1860 г., оба бедствовали в юности и, подружившись ещё студентами, до конца дней сохраняли самые тёплые отношения. Левитан часто проводил время в Бабкино под Москвой на чеховской даче, где они вместе гуляли, любовались красотами, говорили о живописи. Чехов ласково называл друга «Левиташа», подмосковную природу – «левитанской», а пейзажи художника характеризовал как более или менее «левитанские». Но один раз между друзьями случилась размолвка, которая чуть не закончилась дуэлью! А причиной стал рассказ Чехова «Попрыгунья». Сюжет его был списан с истории отношений Исаака Левитана и Софьи Кувшинниковой.

В 1880-х гг. Софья Кувшинникова была известна всей Москве Она держала литературно-художественный салон, где собиралась московская богема. Сохранившиеся фотографии и портреты светской львицы говорят о средних внешних данных, однако современники в один голос отмечали её таланты в живописи и музыке, умение изящно одеваться и «придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай» (О. Книппер-Чехова). Салон посещали Репин, Ермолова, Гиляровский, известный меценат Третьяков, который даже купил одну из картин Кувшинниковой. Однажды в салон пришёл и молодой художник Левитан. По воспоминаниям Фёдора Шаляпина Левитан «поражал замечательным лицом и вдумчивыми глазами, в которых светилась редкая и до крайности чуткая поэтическая душа». Меланхоличный красавец был к тому же сильно влюбчив. Между художником и хозяйкой салона вспыхнул бурный роман, несмотря на большую разницу в возрасте (муза была старше художника на 10 лет) и то, что она была женой полицейского врача. Кувшинникова стала брать у Левитана уроки живописи, два года подряд они ездили летом на Волгу писать этюды, презрев нормы приличия и условности. Догадывавшийся обо всём муж Кувшинниковой мужественно страдал, не подавая виду. Чехов же, возможно, потеряв доверительные отношения со старым другом, испытывал раздражение и досаду.

Когда рассказ «Попрыгунья» вышел в свет, все узнали в Дымове и Ольге Ивановне героев нашумевшего романа. Чехов всё отрицал, говоря, что его героиня молода и прекрасна, а общее у неё с Кувшинниковой только увлечение живописью. Однако фразы главной героини рассказа выдавали известную хозяйку салона. Левитан же, увидев в рассказе пасквиль, пришёл в ярость и чуть было не вызвал Чехова на дуэль. Близкие друзья на несколько лет даже прекратили общаться и только благодаря стараниям писательницы Т. Щепкиной-Куперник вновь помирились. История завершилась в 1894 г., когда Левитан влюбился в помещицу Турчанинову, роман с которой чуть не закончился самоубийством художника, а Кувшинникова отступила. Однако всю оставшуюся жизнь она с теплотой и любовью вспоминала их отношения, совпавшие по времени с творческим взлётом гения Левитана. Чехов же никогда больше не высказывался о своём друге. Когда в 1900 г. тот умер, Сергей Дягилев попросил Чехова написать что-нибудь о художнике для журнала «Мир искусств». Чехов напрочь отказался, сказав, что ничто не расскажет о нём лучше, чем его произведения. Наверное, о самом дорогом и близком лучше молчать.

Маленький, да удаленький!  (Моя душа)

С вами такое бывает? Я постоянно восхищаюсь, каким чудесным создан наш мир! Иногда я думаю, что его творения обладают удивительными свойствами, чтобы побудить нас к размышлению. В качестве такого примера хочется привести крапивника – маленькую птичку весом всего в девять грамм, обитающую в наших широтах. Этот маленький пернатый, который часто прячется в густом подлеске смешанных лесов и в природных садах, по-настоящему уникален. Несмотря на свои маленькие размеры, крапивник является одной из самых громких певчих птиц. Его пение продолжительностью примерно в пять секунд сложно не услышать, так как звуковые каскады на расстоянии одного метра достигают мощности до 90 дБ. Такая же мощность, как и у отбойного молотка! Врачи предупреждают о возможном поражении слуха уже при продолжительном воздействии шума мощностью от 85 дБ и выше, пение же птиц обычно колеблется в диапазоне от 50 дБ. И только голос нашего маленького крапивника достигает мощности 90 дБ. При этом мы, люди, не воспринимаем этот звук как мешающий. Сколько труда Бог потратил на сотворение этого маленького существа! Каков Он, вложивший так много творческого и уникального в эту маленькую неприметную птичку! Когда я задумываюсь об этом, мне легче поверить, что этот великий Господь знает даже незначительные детали моей жизни и интересуется ними. И если Он способен превратить маленькую птичку в такого громкого певца, то как же Он может повлиять на мою жизнь, если я передам управление ею в Его руки? Задумайся над этим, читатель!

 

Домовой – миф или реальность?

В славянской мифологии мир был населён духами и божествами, как благосклонными к человеку, так и не очень. Лешие заманивали в лес, русалки водили хороводы в лунную ночь на берегу реки и могли до смерти защекотать, а то и вовсе утащить с собой на дно, а слетавшиеся на шабаш ведьмы – накликать неурожай, болезни и даже смерть. Среди всей этой злобной нечести вполне уютными и безобидными были банники, дворовые и домовые – духи, обитавшие бок о бок с человеком и помогавшие ему в ведении хозяйства. Домовой – это лохматый, бородатый маленький старичок, которого никто никогда не видел, но большая часть людей уверена, что он существует. Раньше считалось, что он живёт за печкой, в углу, в дымовой трубе, сейчас же – просто где-то в доме. Вам нужны доказательства? Да сколько хотите! А подозрительные звуки на кухне ночью? Пусть это мастер говорит, что причина в моторе холодильника. Мы-то знаем, что это стучит домовой, или барабашка. А пропавшая из сумки записная книжка, которую через два дня кто-то «подбросил» в другую сумку? Да мало ли странных вещей происходит в том месте, где мы обитаем. Даже если вы современный и совсем не суеверный человек, вокруг вас происходит много такого, что объяснить просто невозможно (а главное, не надо и пытаться). В старину же наши предки свято верили в существование духа дома. Его называли по-разному: хозяин, сам, дедушка, голбешник (голбец – перегородка за печью). Если домовой был доволен домочадцами, то сидел тихо, если нет – шалил: стучал, вздыхал, во сне давил на грудь. Тогда надо было его задобрить: подбросить корочку хлеба за печь, ласково с ним поговорить. А когда переезжали из дома в дом, то брали из печки немного углей и приговаривали: «милости просим, дедушка, в новое жильё». Добрый домовой мог исполнять желания хозяев или делиться с ними новостями, полученными от других домовых. Если кошка ложилась на спину и мурлыкала, считалось, что её гладит домовой. Домовых вообще часто изображали с котами, может быть потому, что коты также прячутся в укромных тёплых местах, считают себя хозяевами, первыми входят в новый дом. А может быть, добрый домовой – это и есть домашний кот?