Культура

Оригинал или подделка? Как отличить подлинные произведения искусства от фальшивок

Оригинал или подделка? Как отличить подлинные произведения искусства от фальшивок

Как только появляются произведения искусства, которые стоят дорого, их начинают подделывать. Подделки существуют столько же, сколько существует искусство.

Отличить подделку от оригинала без помощи специалистов невозможно. Установить подлинность произведения искусства (будь то картина, фарфор или ювелирное украшение) можно только с помощью экспертизы, которая бывает двух видов: искусствоведческая и технологическая. Искусствоведческая экспертиза – это заключение эксперта, который хорошо знает творчество автора данной вещи, знаком с его манерой, стилем и техникой. Сравнивая произведение, которое ему принесли на экспертизу, с другими работами автора, эксперт делает вывод, подлинник это или подделана. В искусствоведческую экспертизу входит также исследование провенанса, т.е. истории произведения: кто его создал, кому он принадлежал в разное время, где выставлялся и т.д. Провенанс дополняет мнение эксперта, однако не всегда можно получить точную историю произведений искусства, которые меняют владельцев, страны, иногда на долгие годы пропадают из виду, неожиданно появляются. Тем более что мошенники, если уж решились на подлог, скажем, картины, не остановятся ни перед чем – приведут покупателя в квартиру, где работа висела долгие годы, покажут след на обоях и предъявят бабушку, которой эту картину завещал двоюродный дедушка, друг художника!

Технологическая экспертиза основана на методиках реставраторов и подразумевает исследование с помощью специальной аппаратуры. Например, рентген позволяет увидеть все слои живописи картины. Поскольку в музеях накоплены ренгенограммы множества художников, эксперт имеет возможность сравнить особенности письма данного автора с его же работами, которые точно атрибутированы (т.е. их авторство и провенанс установлены), и с другими мастерами того же периоды. Кроме того, можно провести анализ холста, красок, графологический анализ подписи. В ходе технологической экспертизы специалисты обращаются в фонды музеев, консультируются с музейными экспертами, реставраторами.

Казалось бы, последнее слово должно быть за технологической экспертизой, ведь искусствовед может ошибиться, а техника беспристрастна. Однако мошенники – очень изобретательные люди. Вот только одна история. Когда в моду вошёл Александр Киселёв – русский пейзажист второй половины XIX века, появилось множество подделок его работ, которые технологическая экспертиза определяла как подлинники. Почему? Потому что во второй половине XIX века русская художественная школа была тесно связана с датскими, немецкими, скандинавскими школами. Художники разных стран учились у одних мастеров, вместе работали, покупали холсты и краски у одних производителей. Их работы были очень похожи технологически и стилистически. Когда картины Киселёва пошли в моду и соответственно выросли в цене, мошенники стали покупать на второсортных европейских аукционах дешёвые картины скандинавских художников того же периода. Чтобы работы выглядели аутентичными, злоумышленники слегка их подправляли – убирали какие-то чужеродные элементы, например переделывали кирху в православный храм. С точки зрения технологической экспертизы придраться не к чему: холст, краски – всё в порядке. Конечно, на рентгене заметно вмешательство, но это вполне мог быть сам художник – он что-то менял, дописывал. Выявить подделку смогли только искусствоведы: постоянно изучая каталоги аукционов (это очень важная часть их работы), они заметили сходство картин группы художников. К тому же они обратили внимание на то, что скандинавских художников на рынке стало меньше, а Киселёва – больше. Так и выяснялось, откуда вдруг появилось столько «утерянных» работ русского художника.

Но мало подделать произведение искусства, его ещё надо легитимизировать, т.е. ввести в искусствоведческий оборот. Это делается так. Сначала подделку включают в какой-нибудь каталог вместе с подлинными работами автора. Следующий этап – выставка в каком-нибудь провинциальном европейском городе, когда фальшивка выставляется опять же вместе с подлинниками. Эксперты – народ осторожный, и никто из них не рискнёт сразу же заявлять, что это подделка. В итоге работа выставлена, присутствует в каталогах, о ней заговорили – самое время продать её неопытному коллекционеру. Чтобы не стать жертвой мошенников, надо очень хорошо знать рынок или иметь хороших консультантов. Поэтому профессионалы всегда советуют делать технологическую и искусствоведческую экспертизы, особенно если цена произведения искусства высока. Ведь это серьёзная инвестиция, и чистоту сделки надо проверять так же тщательно, как и при покупке недвижимости или земли.

Любой антиквариат – живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, мебель, фарфор, бронзу, стекло, монеты, марки, наградные знаки, книги и пр. – нужно отдавать на экспертизу. Когда на кону большие деньги, подделки бывают очень высокого качества!

Забавные истории из жизни композиторов

Современники знали о строгости и принципиальности Бетховена, который не давал поблажки даже самым близким людям. Его младший брат Иоганн, купив поместье, чрезвычайно этим гордился и называл себя не иначе как «Иоганн ван Бетховен, землевладелец», на что старший брат с иронией отвечал: «Людвиг ван Бетховен, мозговладелец».

***

Как-то раз, торопясь на концерт, Никколо Паганини нанял извозчика. Тот заявил, что сегодня вместо обычной платы в один франк он возьмёт с музыканта десять. На вопрос о причине такой дороговизны извозчик заявил:

– Билет на ваш концерт стоит 10 франков, а играете вы на одной только струне!

Паганини ответил:

– Хорошо, я согласен заплатить 10 франков, но тогда довезите меня до театра на одном колесе!

***

Однажды к 14-летнему Моцарту после его концерта подошёл юноша и спросил, трудно ли сочинять такую волшебную музыку. Юный виртуоз ответил:

– Очень легко! Просто записывайте с помощью нот мелодию, которая звучит у вас внутри. Стоит только начать, и у вас всё получится!

Молодой человек заметил, что ему куда легче писать стихи, но Моцарт возразил: по его мнению, подбирать слова и рифмовать строчки куда сложнее.

– Что вы, это совсем нетрудно, лишь возьмите в руку перо – и нужные слова сами придут вам в голову! –воскликнул юноша. Это был молодой Иоганн Вольфганг Гёте.

***

Когда Герберт фон Караян был на гастролях в Москве и дирижировал в Большом театре, произошла такая история. Желая добиться эффекта отдалённого звучания трубы, Караян отправил трубача в последний ряд галёрки. Однако в нужный момент вместо ожидаемого полногласного звука трубы послышалось нечто отрывистое и невразумительное. Не растерявшись, фон Караян дал знак трубачу, сидевшему в оркестре, и тот исполнил нужную мелодию. В антракте Караян разразился гневом:

– Вы понимаете, что едва не сорвали увертюру?

– Прошу прощения, – поспешил оправдаться трубач, – но едва я поднёс инструмент к губам, как на галёрку прибежала пожилая билетёрша и вырвала трубу у меня из рук, шёпотом приговаривая: «Негодяй, как тебе не стыдно!.. Ты что, хочешь сорвать концерт великому Караяну?!»

***

Йозеф Гайдн, дирижировавший в 1791 году лондонским оркестром, прекрасно знал, что многие слушатели приходят на концерты не из любви к искусству, а просто потому, что так принято. Такие «меломаны» на концертах нередко засыпали. Дремлющая публика очень раздражала композитора, и он нашёл способ её разбудить. В свою новую симфонию Гайдн включил литавры, причём в самый неожиданный момент. Когда во время спокойной второй части убаюканные тихой мелодией слушатели начинали клевать носом, внезапно раздавался такой оглушительный грохот, что некоторые из спавших прямо-таки подскакивали на своих местах. Симфония Гайдна № 94 соль мажор так и называется – «С ударами литавр, или Сюрприз».

Афины всемирная столица книги 2018 года

По сообщению ЮНЕСКО, всемирной столицей книги в 2018 году избран город Афины. Этот статус греческой столице присуждён благодаря развитой культурной инфраструктуре. В городе активно поддерживается книжная индустрия. Кроме того, у Афин богатый опыт проведения международных мероприятий.

В качестве всемирной столицы книги Афины должны будут внести вклад в пропаганду чтения и распространение книг. Книги должны стать доступнее для всех афинян, в том числе для иммигрантов и беженцев. Для этого в течение года планируется провести ряд мероприятий, в числе которых празднование Всемирного дня книги и авторского права (23 апреля), творческие встречи с писателями, переводчиками и иллюстраторами, разнообразные тематические выставки, концерты, поэтические чтения и мастер-классы. Афины – 18-й по счёту город, ставший Всемирной столицей книги.