Психология

Как нейтрализовать скандалиста

Хамы и скандалисты находят в конфликте удовольствие и потому специально провоцируют накал отрицательных эмоций. Цель таких людей – вовсе не достижение согласия. Если мы реагируем на их слова или поведение, тем более в их конфликтном стиле, они получают как раз то, что им нужно, – нашу энергию; нашей агрессией они словно подзаряжаются. В результате хамы довольны, а мы опустошены, оскорблены, ввергнуты в состояние стресса.

Хамы встречаются где угодно – на работе, в общественном транспорте, в магазине. Грубо и неадекватно могут вести себя и члены нашей семьи. Но если спорить с хамами бесполезно – никакими доводами их не остановить, они лишь наговорят вам ещё больше гадостей, – то как же на них реагировать?

Помните, ваша цель – не позволить втянуть себя в вожделенный для скандалиста конфликт. Поэтому излучайте спокойствие и дружелюбие. Улыбайтесь – улыбающемуся человеку труднее хамить. Не споря, постарайтесь интеллигентно и спокойно «закрыть тему». Психологи советуют ради этого даже признать правоту скандалиста. Молодая женщина на одном из форумов в Интернете поделилась рецептом, как ей удаётся «обезвредить» скандальную свекровь: она просто соглашается со всем, что та ей говорит. Например, свекровь заявляет, что сын мог бы выбрать себе жену и похозяйственнее. Невестка с готовностью поддакивает, добавляя – и покрасивее меня, и поумнее, и помоложе.

Нейтрализовать хама поможет похвала – например, если вас называют идиотом, не просто согласитесь, но и похвалите грубияна за проницательность: «Вы правы! Но как вы догадались, что я идиот? Мне столько лет удавалось это скрывать!». Скандалиста можно пожалеть: «Эх, как вас понесло. Видно, жизнь у вас тяжёлая…». Найдите в себе силы пошутить, перевести разговор в иное русло. Скажите, например: «А я астролог и вижу, что сегодня людям опасно к вам приближаться ближе чем на 100 метров». Дайте понять собеседнику, что не воспринимаете его выпады всерьёз и все его стрелы летят мимо. Хам всегда старается перевести разговор в удобную ему плоскость криков и оскорблений. Не поддавайтесь на провокации, уходите от удара, игнорируйте гнусные выпады. Лишите его удовольствия!

Хамство со стороны начальника, коллеги или клиента можно пресечь, просто отказавшись разговаривать в недопустимом для вас тоне и поставив условие, что возобновите общение лишь тогда, когда человек будет держать себя в руках.

И не вздумайте оправдывать чьё-либо хамское поведение. У скандалистов должна быть возможность почувствовать себя виноватыми и ответить за свои действия.