Психология

Гениями рождаются или становятся?

Разработчик IQ теста, профессор Стэнфордского университета Льюис Термен считал, что тестирование ребёнка на ранних стадиях развития поможет отличить гения от обычного человека. В 1920-е гг. его команда следила за подававшей надежды группой школьников с уровнем интеллекта выше 140. Записанные через 40 лет результаты эксперимента всех удивили: многие испытуемые даже не закончили колледж, не говоря уже о научных открытиях или карьере в бизнесе. Исследования показали, что чем выше интеллект родителей, тем выше интеллект и детей, но интеллект рода стремится к некоей средней величине. Например, если интеллект у родителей равен 140, то у детей он несколько ниже – 129, и наоборот.
Другими словами, наука не даёт ответов на вопросы, откуда берётся ген гениальности и какая комбинация хромосом его определяет, и нужны ли обладателю высокого интеллекта идеальные условия, чтобы добиться больших результатов, или, наоборот, плохие стартовые позиции становятся внутренней мотивацией, побуждающей к действию. Только в одном учёные единодушны – ген гениальности не приводит к успеху без гена трудолюбия. Дисциплина и сила духа важнее таланта. Билл Гейтс, написавший свою первую компьютерную программу в 13 лет, сидел за компьютером по 20–30 часов в неделю, а Бобби Фишер, ставший гроссмейстером в 15 лет, в течение 9 лет занимался только шахматами и ничем другим, даже бросив школу.
Как говорил Коровьев из «Мастера и Маргариты»: «Вопросы крови — самые сложные вопросы в мире…все дело в причудливо тасуемой колоде карт». Природа тасует гены как колоду карт, но получив хорошую комбинацию, мы можем и проиграть, а иногда с плохими картами можем взять джекпот. Гениями не рождаются, гениями становятся.