Выдающиеся личности

Богдан Хмельницкий. Портрет на фоне истории

Богдан Хмельницкий. Портрет на фоне истории

И воцарилася свобода с тех пор в украинских степях…

К. Рылеев. Дума «Богдан Хмельницкий»

Имя Богдана Хмельницкого знает каждый украинец, его памятник стал одним из символов Киева. Сейчас, в годовщину рождения Хмельницкого ((1595–1657), давайте вспомним его и попробуем понять, что это был за человек.

В 1595 году в семье чигиринского сотника родился сын – будущий знаменитый гетман Малороссии. Вряд ли кто-то мог представить, какое будущее ожидает мальчишку, родившегося у казака Михаила и жены его Агафьи то ли в 1595, то ли в 1596 году на хуторе Субботов неподалёку от Чигирина. Крестили мальчика Зиновием, а звали Богданом – такое прозвище давали долгожданным мальчикам.

Образование

Юный Богдан учился грамоте у местного священника, потом отец отдал его во львовскую иезуитскую коллегию, где тот, помимо прочих предметов, освоил латынь и польский. Несмотря на то что Хмельницкий учился у иезуитов, он сохранил свою веру – православие. «Иезуиты не смогли добраться до самых недр его души», – заметил современник. Современники отмечали способности Хмельницкого к языкам. Есть версия, что именно она помогла ему освободиться из турецкого плена: якобы сначала он попал на галеры, но был переведён в свиту султана толмачом (переводчиком), потому что быстро выучил турецкий. Оттуда Хмельницкому удалось бежать. Современники отмечали, что Богдан был хорошо образован, знал историю и философию. У него было развито чувство юмора: своих соратников-поляков Хмельницкий прозвал: князя Заславского за изнеженность периной, князя Конецпольского за молодость – детиной, а Остророга за учёность – латиной.

Закончив учёбу, Богдан вместе с отцом уехал в Запорожскую Сечь и участвовал в польско-турецкой войне, во время которой в 1620 г. погиб отец Богдана, а он сам попал в плен к туркам. Освободившись, он отправился в Сечь, но к концу 1629-х вернулся на родину в Чигирин, получил должность сотника, женился, растил детей. Судя по всему, Хмельницкого не влекла ни военная, ни дипломатическая карьера. Однако у Истории были на него свои планы. После того, как 1647 г. польский подстароста Чаплинский разграбил его хутор и разрушил личную жизнь, а польский суд отказал Хмельницкому в помощи, Богдан обратился с жалобой к польскому королю. Тот не без сарказма заметил: странно, что казаки, имея сабли за поясом, сами не защищают своих привилегий.

Так, не найдя справедливости у короля, Хмельницкий примкнул к тем казакам, которые мечтали об освобождении Украины, а затем и возглавил их. Он понимал, что казакам одним не справиться. Не слишком рассчитывая на помощь единоверцев (положение Москвы после русско-польской войны было слабым), с 1648 г. Хмельницкий искал помощи то у татар, то у турок, периодически отправляя царю Алексею Михайловичу депутации с прошением о присоединении Украины к России. Положение казаков в противостоянии с сильной Речью Посполитой было настолько отчаянным, что Хмельницкий шёл даже на союз с татарами и турками, «басурманами», как их называли казаки, и те их неизменно предавали, то бросая на поле боя, то договариваясь за их спиной с поляками.

В те времена самоидентификация человека происходила не по национальной, а по религиозной принадлежности. Украина входила в состав Речи Посполитой – федерации Королевства Польского и Великого княжества Литовского, образованной Люблинской унией (1569 г.). Между православным казачеством и католическими властями происходили конфликты, то и дело перераставшие в вооружённые восстания. Особенно обострилось противостояние после Брестской унии, которую в 1596 г. подписали с Ватиканом некоторые православные епископы Киевской митрополии. Уния означает, что православная церковь принимает католическое вероучение и подчиняется римскому папе, сохраняя византийскую литургическую традицию и богослужение на церковнославянском языке. Украинцы не приняли униатства и активно протестовали против «римских» новшеств. Неприязнь к властям обострялась из-за того, что польские магнаты усвоили практику конфискации под разными предлогами сельских православных храмов и их передачу на откуп местным евреям-шинкарям. Случалось, что те отказывали выдавать верующим ключи от храма под предлогом задолженности. Это провоцировало не только недовольство польскими властями, но враждебность к евреям, которые первыми страдали всякий раз, когда вольнолюбивое казачество вставало на защиту своих прав.

Примерно с 1648 г. на территории Украины практически непрерывно бушевала народная война против поляков, выиграть которую недоставало сил ни у казаков, ни у поляков. Хмельницкий не поддерживал кровопролития. Он постоянно вёл с Польшей переговоры о мире, соглашаясь даже на самые жёсткие требования, лишь бы прекратилось кровопролитие. Поляки считали Хмельницкого своим союзником. В январе 1649 г. польский король прислал Хмельницкому грамоту в присвоении ему титула гетмана. Это возмутило казаков. А Папа Римский тем временем благословил польского короля на истребление схизматиков (раскольников) – так он назвал казаков. Католическое духовенство отказывалось признавать киевского митрополита Сильвестра. Это было оскорбительно для казаков, которых поддерживали православные священники, константинопольский патриарх и странствующие афонские монахи.

Популярность Хмельницкого падала. В довершение всего в июне 1651 г. Богдан попал в плен к татарам под Берестовом, пытаясь остановить их, когда они дезертировали с поля боя. Сражении под Берестовом казаки проиграли. Союзник поляков литовский гетман Радзивилл взял Киев. Польские магнаты возвращались в свои поместья. Украинцы ответили партизанской войной: жгли свои дома, истребляли припасы, портили дороги, чтобы не дать врагу продвинуться в глубь Украины. Многие крестьяне бежали от войны, массово переселяясь в пределы Московского государства.

В 1651 г., подписав с поляками очередной невыгодный для Украины Белоцерковский мирный договор, Хмельницкий снова отправил в Москву прошение с просьбой принять Малороссию под руку русского царя. Для Московского царства объединение с Украиной означало новую войну с Речью Посполитой, поэтому с ответом там не торопились. Тем временем войска крымского хана в открытую перешли на сторону Польши и тоже принялись опустошать Украину.

Наконец, 1 октября 1653 г. земский собор постановил принять Богдана Хмельницкого с войском запорожским в московское подданство. 8 января 1654 г. в Переяславле была собрана рада, на которой казаки провозгласили: «волим (т. е. желаем) под царя московского»! В Москву отправили представителей войска запорожского, которые утвердили с боярами условия союза. С тех пор защиту украинских земель взяло на себя Московское царство, на службу которому перешли казаки.

После этого Речь Посполитая, как и ожидалось, объявила Москве войну, которая закончилась в 1656 г. Хмельницкий к тому времени был уже тяжело болен. Он велел созвать в Чигирине раду для выбора ему преемника, которым был избран несовершеннолетний сын Богдана Юрий.

Личная жизнь

Несмотря на то что Хмельницкий был военачальником, дипломатом и администратором, он успевал устраивать свою личную жизнь. В первый раз он женился на Анне Сомко в 1623 г., которая родила ему семерых детей. В последние годы жизни она болела, и у Хмельницкого появилась новая возлюбленная – Гелена. Возможно, из-за неё и вышла у Хмельницкого ссора с Чаплинским, который весной 1647 г. выкрал Гелену, разорил хутор Хмельницкого и приказал высечь его маленького сына, который из-за этого умер. Вскоре скончалась и Анна. (Позже Чаплинский обвенчался с Геленой.) В третий раз Богдан женился на некой Анне Золотаренко, однако и с ней ему не повезло: в 1651 г. она была казнена по приказу Хмельницкого за измену (любовника тоже казнили). Дети у Хмельницкого были только от первой жены, четверо дочерей и трое сыновей. Сын Юрий, которому Хмельницкий передал гетманство, всю жизнь разрывался между духовной жизнью и политической карьерой, а под конец жизни сошёл с ума и был казнён. Он прожил 44 года. Второй сын, Тимофей (Тимош), погиб в бою в 21 год, успев жениться на дочери молдавского господаря Розалинде Лупе, от которой у него было двое детей, судьба которых неизвестна.

Дата смерти Хмельницкого, как и дата его рождения, точно не установлена. Считается, что он умер 27 июля 1657 г. от инсульта. Похоронили гетмана в его родном селе Субботове, в построенной им самим каменной церкви. В 1664 г. польский воевода Чарнецкий сжёг Субботово и велел выкопать прах Хмельницкого и выбросить его на поругание из могилы. Где похоронен этот великий человек, неизвестно.

«Мир ловил меня, но не поймал», – написал великий украинец, философ Григорий Сковорода. Богдан Хмельницкий не мог сказать о себе того же. Мир – читай, Судьба – поймал его и сделал своим оружием. Выполнив свою миссию, он канул в вечность, не оставив потомства, зато навсегда оставшись в памяти украинцев.