Наука и техника

Беспилотный автомобиль: не все так просто

Конечно, беспилотный автомобиль – это очень удобно. Его могут водить даже те, кто никогда не сидел за рулём. Задал программу – и вперёд. Такая машина имеет и ряд других преимуществ. Робот не сядет за руль пьяным, не будет болтать по телефону во время движения… Он лишён всех человеческих недостатков – но, к сожалению, лишён и всех возможностей живого человека, прежде всего в плане реакции на нестандартные ситуации.

Непредсказуемость участников движения

Робот запрограммирован на идеальное соблюдение правил дорожного движения. Но как быть, если другие участники движения их не выполняют? Например, кто-то поехал на красный, а кто-то превысил скорость. Решить проблему можно, максимально оснастив роботомобиль датчиками, фиксирующими его динамическое положение относительно окружающих объектов и в особенности – движущихся автомобилей (так называемая технология vehicle-to-vehicle, или V2V). Но чтобы программа работала, она должна быть установлена и на других автомобилях, участвующих в движении, – и беспилотных, и обычных.
Плохая погода

Основная причина почти всех аварий с беспилотными машинами – погодные условия. Дождь и снег затрудняют работу лазерных сенсоров, считывающих обстановку на дороге. Решить проблему поможет опять же увеличение количества и улучшение качества датчиков. Например, если дорогу замело снегом, робот может ориентироваться не по полосам на дорожном покрытии, а по обочинам или деревьям вдоль дороги.

Навигация и аварийные дороги

Беспилотные авто, конечно, оснащены более сложными навигаторами, которые показывают даже временные ограждения и ямы на дорогах. Однако собрать такую информацию очень трудно даже в технологически развитых странах, не говоря уже об Украине, где никто не может знать, какие сюрпризы ожидают участника дорожного движения где-нибудь в глубинке.
Плюс в том, что беспилотный автомобиль объединяет виртуальную карту с реальной картиной. Решить проблему в целом поможет оснащение картографическим оборудованием обычных машин, информация с которых подавалась бы на беспилотные автомобили.

Яма или пятно?

Все сверхчувствительные датчики и радары беспилотных машин имеют ещё один минус: они реагируют на то, что находится на уровне дорожного покрытия. Ямы, находящиеся ниже покрытия, такой автомобиль воспринимает как пятна. Как быть? Если запрограммировать автомобиль на восприятие тёмных пятен как опасности, автомобиль будет резко тормозить даже при виде тени.
Решить проблему помогут специальные датчики – лидары. Они основаны на световом принципе восприятия информации, поэтому не перепутают яму с масляным пятном.

Моральный выбор

Робот – не человек, и он не мыслит в категориях добра и зла. Как он поступит в сложной ситуации? Например, на дорогу, частично перегороженную упавшим деревом, неожиданно выбегает ребёнок. Если спасать ребёнка, то пострадает пассажир. Какое решение примет робот?
Верное решение в таком случае может принять только живой водитель, способный мгновенно оценить ситуацию не только с точки зрения ПДД, но и с моральной стороны. Робот же, вероятнее всего, примет решение из соображений сохранности авто.
Конструкторы пытаются решить этот вопрос, но современный уровень развитии робототехники этого пока не позволяет.